@ARTICLE{26543118_99464146_2012, author = {Я. М. Рощина}, keywords = {, высшее образование, семейный капитал, образовательные возможностиобразовательные намерения}, title = {Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников}, journal = {Вопросы образования}, year = {2012}, number = {1}, pages = {257-277}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2012--1/99464146.html}, publisher = {}, abstract = {Рощина Яна Михайловна — кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра лонгитюдных исследований НИУ ВШЭ. Эл. адрес: yroshchina@mail.ru Оценивается влияние разных видов семейного капитала, индивидуальных характеристик молодых людей, а также типа школы на образовательные возможности учащихся 9-х классов, в том числе на их намерение получить высшее образование. Эмпирической основой исследования послужили данные первого этапа лонгитюдного проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов», начатого в 2010 г. в НИУ ВШЭ с целью исследования образовательных и профессиональных траекторий российских школьников на протяжении нескольких лет.Обнаружена взаимосвязь объема семейного капитала с типом школы, в которой обучается подросток. Наиболее высокий уровень семейного капитала выявлен в семьях учащихся специализированных школ и гимназий. Подчеркивается, что неравенство в ресурсах семей усугубляют территориальные различия в образовательных возможностях.Показано, что факторы семейного капитала в целом оказывают влияние на образовательные возможности школьников, однако сильнее оно проявляется в уже имеющихся достижениях и инвестициях в человеческий капитал. А образовательные намерения зависят в большей степени от типа школы, успеваемости, дополнительных занятий, а также характера ребенка и его собственных усилий, чем от объема семейного капитала.Отмечается, что отсутствие значимого влияния факторов семейного капитала на образовательные намерения детей противоречит ряду результатов, полученных в предыдущих исследованиях. Предполагается, что это связано с высоким уровнем неопределенности планов девятиклассников.}, annote = {Рощина Яна Михайловна — кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра лонгитюдных исследований НИУ ВШЭ. Эл. адрес: yroshchina@mail.ru Оценивается влияние разных видов семейного капитала, индивидуальных характеристик молодых людей, а также типа школы на образовательные возможности учащихся 9-х классов, в том числе на их намерение получить высшее образование. Эмпирической основой исследования послужили данные первого этапа лонгитюдного проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов», начатого в 2010 г. в НИУ ВШЭ с целью исследования образовательных и профессиональных траекторий российских школьников на протяжении нескольких лет.Обнаружена взаимосвязь объема семейного капитала с типом школы, в которой обучается подросток. Наиболее высокий уровень семейного капитала выявлен в семьях учащихся специализированных школ и гимназий. Подчеркивается, что неравенство в ресурсах семей усугубляют территориальные различия в образовательных возможностях.Показано, что факторы семейного капитала в целом оказывают влияние на образовательные возможности школьников, однако сильнее оно проявляется в уже имеющихся достижениях и инвестициях в человеческий капитал. А образовательные намерения зависят в большей степени от типа школы, успеваемости, дополнительных занятий, а также характера ребенка и его собственных усилий, чем от объема семейного капитала.Отмечается, что отсутствие значимого влияния факторов семейного капитала на образовательные намерения детей противоречит ряду результатов, полученных в предыдущих исследованиях. Предполагается, что это связано с высоким уровнем неопределенности планов девятиклассников.} }